Запорная арматура для трубопроводных систем применяется для перекрытия потока рабочей среды. Но существует несколько типов изделий, выполняющих данную функцию по-разному, исходя из своих конструктивных особенностей. У них имеются собственные преимущества и недостатки.
Для облегчения выбора подходящего устройства рассмотрим основные различия между разными типами запорной арматуры.
Вентили и задвижки имеют разный принцип работы запорного узла. Во втором случае проходное отверстие трубопровода перекрывается клином/ножом, перемещающимся перпендикулярно потоку среды. В случае с вентилем запорный узел представляет собой конус или золотник, который движется параллельно рабочему потоку. При закрытии вентиля затвор перемещается против потока, при открытии — в обратном направлении.
Для наглядности рассмотрим вентиль и задвижку в разрезе:
У задвижек и вентилей различная конструкция корпуса арматуры. У задвижек он цилиндрический, поток среды проходит прямо через него. Возможно небольшое сужение просвета проходного отверстия, наличие уплотнительных прокладок и колец, обеспечивающих герметичность прилегания затвора при закрытии задвижки. Для такого типа арматуры характерно малое гидравлическое сопротивление.
У вентилей сложная конструкция корпуса, в которой потоку среды приходится делать два последовательных поворота под углом в 90 градусов. Из-за этого образуется большое гидравлическое сопротивление при поднятом затворе, скорость потока снижается. Однако, при открытии/закрытии запорного узла затвору нужно переместиться только на 0,25Ду, а не на полный диаметр условного прохода, как в случае с задвижкой.
Рассмотрим сходства и различия конструкции вентилей и задвижек в сравнении:
Задвижки |
Вентили |
|
Корпус |
Цилиндрический, суженный или полнопроходной. Движение среды — прямое |
Сложная внутренняя конструкция корпуса, двойной поворот потока среды под прямым углом |
Тип затвора |
Клин, нож |
Конус, золотник |
Направление затвора относительно потока среды |
Перпендикулярно |
Параллельно |
Тип подсоединения |
Фланцевое, муфтовое, сварное |
Фланцевое, муфтовое, сварное |
Метод управления |
Ручное, с помощью редуктора, электро- или пневмопривода |
Ручное, с помощью редуктора, электро- или пневмопривода |
Схема прохождения потока через вентиль и задвижку:
Задвижки и вентили имеют много сходств в плане эксплуатации. Например, для их производства используются одни и те же материалы. Кроме того, у них одинаковые варианты подсоединения к трубопроводам. Допускается резьбовое, сварное и фланцевое соединение. В-третьих, оба варианта имеют повышенную герметичность, выполняют только запорную функцию без возможности регулировки потока. Рассмотрим плюсы и минусы задвижек и вентилей.
Задвижки имеют много достоинств:
Недостатки задвижек:
Задвижки могут применяться в различных трубопроводных системах для переноса агрессивных жидкостей, газа. При подборе арматуры необходимо обращать внимание на материал конструктивных элементов, имеющих контакт с рабочей средой — они должны обладать коррозионной устойчивостью к переносимым веществам.
Преимущества использования вентилей:
Основные недостатки вентилей:
Гораздо проще понять, что перед вами, вентиль или задвижка — прочитать маркировку на корпусе. У всех типов запорной арматуры имеется цифровое обозначение. У задвижек это 30, 31, а у вентилей — 13, 14, 15.
Если на корпусе в начале обозначения стоит «14», то перед вами — вентиль. Также маркировка включает в себя данные о наличии/отсутствии привода, материале корпуса и т. п.
Отправьте файл-спецификацию, и мы в течение часа предложим вам выгодную сделку